История развития
менеджмента 26.11.2011 Как развивался
менеджмент: история теорий менеджмента Содержание: - Ранние теории менеджмента
- Интегрированные подходы к
управлению
1. Ранние теории
менеджмента - Классическая теория
(школа научного управления,
административная школа управления)
- Неоклассическая теория–
поведенческая теория менеджмента (школа
человеческих отношений, школа
организационного поведения)
- Количественная теория
менеджмента
1.1. Научное управление 1885
-1920 Эта теория направлена на
повышение производительности труда
рабочих, путём совершенствования
производительности труда. Основатели: Гилберт,
Форт и Тейлор, который сформулировал
концепцию научного управления, как
необходимость последовательной
реализации следующих четырёх шагов
управления: - Анализ рабочей ситуации: разглядеть общую ситуацию, кто
работники, кто исполнители, и что с
менеджментом.
- Анализ содержания общего
задания: распределение
общего задания на более мелкие,
определение умений и качеств, необходимых
для выполнения отдельных задач,
определение необходимого количества
работников.
- Подбор работников для выполнения
отдельных задач
- Продолжение управления: установка взаимосвязей,
планирование, координирование,
согласование действий всей рабочей
группы.
1.2. Административная
школа 1920 – 1950
(Основатели:
Файоль и Вебер) Файоль
распределил управление на пять основных
функций: - Планирование
- Организация
- Распорядительство
- Координирование
- Контроль
После, передохнув,
Файоль
сформулировал принципы управления: - Распределение общей работы в
организации на составные части
- Полномочия и ответственность
- Дисциплина
- Единоначалие
- Единство направления, единство
руководства
- Подчинённость личных интересов
общим
- Вознаграждение
- Централизация
- Иерархия
- Порядок
- Справедливость
- Стабильность пребывания в
должности
- Инициатива
- Корпоративный дух
Вебер
сформулировал концепцию идеальной
бюрократии и выделил 5 принципов: - Высокая степень разделения
труда
- Чёткая управленческая
иерархия
- Многочисленные правила, стандарты,
показатели и оценки работы
- Дух формальной
обезличенности
- Подбор кадров в организацию по их
деловым качествам
2.1. Поведенческие теории
менеджмента 1. Школа человеческих
отношений –
данная школа исследовала преимущественно
проблемы индивидуальной психологии
организации. 2. Школа
организационного поведения (1950 – по н.в.) – концентрация
внимания на изучении типов группового
поведения. 3.1. Количественный
подход, либо школа науки управления Особенностью является
применение в менеджменте математики 2. Интегрированные
подходы к управлению - Процессный подход–этот поход рассматривает управление
как серию действия, т.е. функции управления,
которые реализованы в определённой
последовательности.
- Системный подход:
организацию следует рассматривать, как
систему в единстве частей, из которых она
состоит, и связей с её внешней
средой.
- Ситуационный подход:
признаёт, что хотя общий процесс
управления является одинаковым,
специфические приёмы, которые используют
руководитель, должны изменяться в
зависимости от ситуации.
Теория «7 – S» -
одна из наиболее популярных теорий,
которая утверждает, что эффективность
современной организации формируется на
базе семи ключевых, взаимосвязанных
элементов: - Стратегия
- Структура
- Система
- Штат
- Стадии
- Квалификация
- Разделённые ценности
Современное направление
развития науки управления - Глобализация менеджмента
- Интернационализация
- Объединение интересов бизнеса,
общества, человечества
- Гуманизация управления, усиление
технократического подхода
|