01.09.2011 Сущность и структура
информационных систем (ИС)Содержание:Сущность,
и структура ИС Технология проектирования ЭИС Жизненный цикл ЭИС
1.
Сущность
и структура ИССистема
– образование, состоящее из взаимосвязанных компонентов, объединённых для достижения
цели и обладающих качественными свойствами и свойствами не выводящимися из них. Информационные
системы – взаимосвязь информационных ресурсов, процессов, людей, они
собирают, организуют и распространяют информацию в организации. ИС обладает
свойствами: целостность, взаимосвязанность, единство. ИС является динамической
и к ней применимы понятия агрегации и декомпозиции.
Агрегация
– возможность объединения подсистем в общую систему. Декомпозиция
– возможность системы, разъединения на мелкие подсистемы.
Структура
информационных систем в экономике (рис 1)
Используя
технологический аспект рассмотрения, в ИС выделяют аппарат управления (АУ). Оставшиеся компоненты: информационная
технология (ИТ), информационная система решения функциональных задач (ИСФЗ) и
система поддержки и принятия решений (СППР), информационно и технологически
взаимосвязаны и составляют основу архитектуры ИС.
Объектами
проектирования ИТ является рассматриваемые далее, обеспечивающие подсистемы,
реализующие процедуры сбора, передачи, накопления и хранения информации, её
обработки и формирования результатов расчётов в нужном для пользователя виде.
ИТ представляет собой информационно-технологический базис для функционирования
ИСФЗ и СППР
2. Технология проектирования ЭИСОсновные понятия и классификация технологии проектированияПод проектом ЭИС будем понимать проектно конструкторскую документацию в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ЭИС конкретно программно-технической среде.
Технология проектирования – совокупность методологии и средств, а также методов и средств организации проектирования, управления процессами создания и модернизации (см. рис 2) Состав компонентов технологии проектирования (рис 2)
В основе технологии проектирования лежит процесс определённых действий, их последовательность, состав исполнителей, средства и ресурсы требуемые для выполнения этих действий. Методы проектирования, можно классифицировать по степени использования средств автоматизации типовых решений, и адаптивности к предлагаемым изменениям.
По степени автоматизации методы разделяют:- Ручного проектирования, при котором проектирования компонентов ЭИС осуществляется без использования специальных компонентов, программных средств.
- Компьютерное проектирование, которое производит генерацию или конфигурацию (настройки) проектных решений на основе использования специальных инструментальных программных средств.
По степени использования типовых проектных решений различают методы:- Оригинального (индивидуального) проектирования, когда проектные решения разрабатываются с нуля.
- Типового проектирования, предполагающего конфигурацию ЭИС из готовых типовых проектных решений (программных модулей).
По степени адаптивности проектных решений: - Реконструкции, когда адаптация проектных решений выполняется путем переработки компонентов (перепрограммирования программных модулей).
- Параметризации, когда проектные решения настраиваются (переконфигурируются) в соответствии с изменяемыми параметрами.
- Реструктуризации модели, когда изменяется модель проблемой области, на основе которой автоматически перегенерируются проектные решения.
Сочетание различных признаков классификации методов проектирования обусловливает характер используемой технологии проектирования. Выделяются два основных класса: - Каноническая технология
- Индустриальная технология
2.1. Автоматизированное (использование CASE-технологий) 2.2. Типовое (параметрически, или модельно-ориентированное) проектирование
Напоследок, средства проектирования ЭИС можно разделить на два класса: - Без использования ЭВМ
- С использованием ЭВМ
3. Жизненный цикл ЭИСЖизненный цикл ЭИС - это период времени с момента принятия решения о создании ЭИС до момента полного изъятия ЭИС из эксплуатации.
Потребность в создании ЭИС может обусловливаться либо необходимостью автоматизации или модернизации существующих информационных процессов, либо необходимостью ко-ренной реорганизации в деятельности предприятия (проведения бизнес - реинжиниринга). Потребности создания ЭИС указывают, во-первых, для достижения каких именно целей необходимо разработать систему; во - вторых, к какому моменту времени целесообразно осуществить разработку; в-третьих, какие затраты необходимо осуществить для проектиро-вания системы. Проектирование ЭИС ─ трудоемкий, длительный и динамический процесс. Технологии проектирования, применяемые в настоящее время, предполагают поэтапную разработку системы. Этапы по общности целей могут объединяться в стадии. Совокупность стадий и этапов, которые проходит ЭИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ЭИС.
Суть содержания жизненного цикла разработки ЭИС в различных подходах одинакова и сводится к выполнению следующих стадий:- Планирование и анализ требований (предпроектная стадия) ─ системный анализ. Исследование и анализ существующей информационной системы, определение требований к создаваемой ЭИС, оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на разработку ЭИС.
- Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ЭИС.
- Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта.
- Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем ЭИС, обучение персонала, поэтапное внедрение ЭИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ЭИС.
- Эксплуатация ЭИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ЭИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ЭИС и ее выполнение (повторение стадий 2-5).
|